. | Все о мобильных компьютерах | . | ||||||||
МЕНЮ | Ноутбуки / Производители ноутбуков / Apple / История Apple / | СТАТИСТИКА | ||||||||
Главная Ноутбуки Коммуникаторы Смартфоны КПК О проекте E-mail (Почта) Ссылки |
История Apple... Или кто такой Стив ДжобсСамым уязвимым местом первого "макинтоша" стала слабая расширяемость и моноблочность. Потолок оперативной памяти составлял 128 Кбайт, монитор с диагональю большего размера, чем 9 дюймов, который был в комплекте, подключить было нельзя, а винчестер отсутствовал вовсе - вместо него был дисковод для дискет емкостью 400 Кбайт. Такой компьютер не выглядел перспективным вложением средств. В то же время открытая архитектура IBM PC постепенно начинала приносить дивиденды - пользователей становилось все больше и больше. Для осознания того простого факта, что компьютеру требуется большая гибкость, у Apple ушло почти 3 года, в результате чего на свет появился Macintosh II. Apple постаралась максимально улучшить модельный ряд своих компьютеров: Mac II обзавелся мощным на то время процессором Motorola 68020 с тактовой частотой 16 МГц. Еще новые "маки" получили 1 Мбайт оперативной памяти в стандартной комплектации и поддержку цветной графики. Однако их главное достоинство заключалось в другом: память можно было расширить до 68 Мбайт, а в качестве монитора выбрать практически любую модель, доступную на рынке. Кроме того, у Macintosh II было 6 слотов расширения, причем инженеры Apple были первыми, кто оснастил массовый компьютер технологией, известной ныне как Plug'n'Play: шина. NuBus, используемая в "маках", брала на себя почти всю грязную работу по распознаванию и настройке подключенных устройств, что освободило пользователя от возни с перемычками. Благодаря этому мучительный для IBM-совместимых компьютеров процесс добавления новых плат стал доступен даже начинающим пользователям. Такая забота о пользователях была принята на ура, и продажи стремительно поползли вверх. К этому моменту (на дворе шел 1987 год) стараниями разработчиков программного обеспечения пользователи "маков" получили все необходимые программы: текстовые редакторы, электронные таблицы, программы для графики, звука, полиграфии и, конечно, игры. К слову, в конце 80-х и начале 90-х "мак" считался одной из самых перспективных игровых платформ, во всяком случае, для Mac II было разработано игр не меньше, чем для связки IBM PC - MS DOS. В 1989 году Apple продала компьютеров больше, чем сама IBM, а ее новые разработки привлекли внимание заказчиков из среды промышленных предприятий и исследовательских центров. Будущее пользователей "маков", а тем более самой фирмы, казалось безоблачным. Однако тут компания наступила на свои излюбленные грабли - формирование "яблочного культа". В то время как производители PC-совместимых компьютеров и комплектующих из-за возрастающей конкуренции ломали голову над удешевлением продукции и обеспечением максимальной гибкости, специалисты Apple сосредоточили свои усилия на выпуске навороченных и дорогих компьютеров. Бесспорно, это были отличные машины превосходного качества и высокой производительности однако с расширяемостью и ценой у них было далеко не все гладко. Пропасть между Apple и PC стала заметно расти и по другой причине: компьютеры IBM PC выпускали во всем мире, что позволяло совершенствовать их всем "колхозом", тогда как "маки" до определенного момента производила только одна фирма - Apple. Позднее, под давлением обстоятельств, фирма лицензировала выпуск своих компьютеров сторонним производителям, в результате чего появились так называемые "серые" Apple, но успеха этот шаг не принес: "недомаки" пользовались весьма ограниченным спросом. Коммерческие успехи Apple в период расцвета от даты выпуска Macintosh II и до начала 90-х сбили с пути истинного даже такого гиганта, как IBM: в 1987 году фирма, которая считается родоначальником принципа открытой архитектуры, решила пойти на попятную и выпустила модификацию IBM PC под названием IBM PS/2. Изюминка проекта заключалась в том, что PS/2 не был полностью совместим с IBM PC, хотя архитектура была схожей. В отличие от "маков", PS/2 повезло гораздо меньше: до наших дней эти компьютеры не дожили, тихо и мирно уйдя в мир иной всего за два-три года после выпуска. До начала 1992 года Apple разрабатывала и продавала компьютеры по накатанной схеме: максимум возможностей за максимум денег. В числе достижений компании за этот период стоит выделить самый быстрый компьютер 1990 года - Mac IIfx, стоимостью $10 000, на смену которому пришли первые мультимедийные машины с системой распознавания речи - Quadra 660AV и Quadra 840AV, оснащенные уникальными для того времени мониторами со встроенной стереосистемой и микрофоном. Какое-то время высокая стоимость, маленький выбор комплектующих и слабая модернизируемость с лихвой искупались главным козырем Apple - уникальной операционной системой с графическим интерфейсом. Но тут на стороне PC выступил ключевой игрок - компания Microsoft. В 1992 году в продажу поступила Windows 3.1, а уже в 1993 году IBM-совместимых компьютеров было продано в 10 раз больше, чем "маков". Для возвращения утраченных в мгновение ока позиций Apple срочно требовался ход конем. Таким радикальным решением стал переход на RISC-процессоры - чипы с сокращенным набором инструкций. Отличие RISC-процессоров от CISC - это тема для отдельной статьи, поэтому выделим лишь одну ключевую особенность RISC-процессоров - более высокое быстродействие (в 2-4 раза) в сравнении с CISC на одной и той же тактовой частоте. "Расплата" за подобное ускорение - увеличение размера кода программ на 30%. К слову, Pentium 4 и Ко - это некая смесь RISC- и CISC-архитектуры. Постепенный перевод "маков" на RISC-рельсы начался в 1991 году, однако полная смена поколений произошла лишь к 1994 году, когда совместными усилиями Apple, IBM и Motorola был выпущен процессор Power PC. Новая линейка Macintosh получила название Power Macintosh (PowerMac). Однако подобного финта оказалось мало: пользователи не спешили в магазины за новинками от Apple. Поэтому уже в следующем году компания начала играть по правилам PC-рынка - после лицензирования появились первые клоны "маков", выпущенные сторонними производителями, а сами "маки" перешли на шину... PCI. Таким образом, основными различиями между Mac и PC стали процессор, чипсет и ПО, все остальное - видеокарты, дисководы, винчестеры - могли использовать и те, и другие машины. В последующие два года произошел рост продаж новых "маков", но результат все равно оставлял желать лучшего, и руководство Apple приняло знаменательное решение: вернуть в компанию Стива Джобса, который покинул Apple десять лет назад. Желание продавать компьютеры у Джобса не пропадало никогда, стоит лишь упомянуть его нашумевший проект NeXT, выход которого в свет датируется 1995 годом. При создании и продвижении NeXT Джобс использовал все ту же идеологию - максимум возможностей за большие деньги. В результате компьютер получился революционным, но на рынке его постигла та же участь, что и "маки": после короткого всплеска популярности его продажи забуксовали, а затем и вовсе сошли на нет, хотя в истории эта машина успела хорошенько наследить: долгое время эти компьютеры были основной средой разработки в компании id Software, Quake, к примеру, создавался на них. Именно неудача с NeXT навела Джобса на мысли, что пользователям далеко не всегда нужна крутизна. С возвращением Джобса Apple взяла еще более жесткий курс на сближение с PC: модельный ряд "макинтошей" расширился специально для охвата всех пользовательских потребностей - от простых домашних машин до профессиональных рабочих станций. Следующие шаги Джобса - радикальное снижение цен на компьютеры, выпуск нового поколения "маков" PowerMac G3, а также начало агрессивной (не сказать хуже) рекламной кампании. Общеизвестно, что самый дешевый способ вырасти в глазах доверчивой публики - щедро облить конкурента грязью. Если не верите, посмотрите рекламные ролики Pepsi - это, так сказать, классика жанра. В результате телевизоры во всем мире запестрели роликами Apple, в которых процессоры Pentium сгорали, передвигались верхом на улитке и так далее. На самом деле это был своего рода возврат к истокам - рекламный ролик первого "мака" также эксплуатировал эту идею, с той лишь разницей, что там в невыгодном свете выставляли вообще все компьютеры, кроме Macintosh. Такая рекламная кампания вызвала неоднозначную реакцию: кто-то клюнул на приманку и купил "мак", кто-то, грязно выругавшись, поклялся никогда в жизни не садиться "за баранку этого пылесоса", некоторые особо активные поклонники PC на добровольных началах занялись созданием альтернативных рекламных роликов и плакатов, в которых, в свою очередь, очерняли "макинтош". Одним словом, война Apple vs. PC всколыхнула весь компьютерный мир. Параллельно с агрессивной рекламой компания под руководством Джобса стала осваивать другие компьютерные рынки: появились недорогие эргономичные компьютеры iMac, мощные ноутбуки PowerBook и их "облегченные" собратья iBook. Вышло новое поколения "маков" - PowerMac G4 и новейший G5. Всемирную популярность завоевал MP3-плеер iPod. А последнее детище Apple iPhone вскружило головы миллионам американцев. А главный вывод из этой истории напрашивается сам собой: для того чтобы выжить, "макам" пришлось умерить свои снобистские замашки, максимально сблизиться с PC и, в конце концов, прийти к принципу открытой архитектуры. Тем не менее, компьютеры Apple и по сей день умудряются сохранять некий налет исключительности и элитарности. Что тут можно сказать? Старая школа! Главные герои этого рассказа - Джобс и Возняк - в настоящее время живы, здоровы и более чем обеспечены. Джобс продолжает руководить Apple, является владельцем Pixar, инвестирует различные компьютерные проекты и по праву считается в IT-индустрии второй по величине фигурой после Билла Гейтса. Возняк со своей женой и шестью детьми преподает информатику в Калифорнии, а также занимается благотворительностью. В числе его благотворительных проектов числится даже такая экзотика, как бесплатная поставка компьютеров в школы стран СНГ, а также проведение за свой счет многочисленных рок-фестивалей. Помимо этого Возняк периодически участвует в различных компьютерных проектах, которые пока не приносят ему больших дивидендов - уж такой он человек: компьютеры и люди всегда значили для него больше, чем деньги. Стив Джобс, Стив Возняк, Билл Гейтс и другие личности, упомянутые в рассказе, - пожалуй, первые значимые представители компьютерной индустрии, удостоенные внимания Голливуда. Прижизненная экранизация - явление достаточно редкое. Речь, разумеется, идет о фильме "Пираты Силиконовой долины", в котором в увлекательной форме показаны не только события, описанные в статье, но и многие другие эпизоды из современной компьютерной истории. Самому фильму можно было бы посвятить как минимум отдельную рецензию, а мы лишь ограничимся двумя цитатами. Одна из аннотаций к фильму: "Пираты Силиконовой долины" - история становления двух величайших авантюристов ХХ века. Ни Джобс, ни Гейтс ничего в своей жизни не изобретали. Они врали. Они воровали. Они оказывались в нужное время в нужном месте. Они собирали вокруг себя нужных людей. И к тридцати годам они стали миллиардерами". Стив Возняк: "Все события - реальны, все до единого. Это просто шокировало меня. Создатели фильма не брали интервью, потому что боялись судебных разбирательств. Они просто хорошо изучили историю". Безусловно, большую роль в финансовом провале Apple сыграл уход, или даже скорее изгнание, Стива Джобса из компании в 1985 году. Неудачи Джобса с проектом Liza (потери составили $150 млн.), непомерная амбициозность и неуживчивость привели главного акционера Apple - Марккулу - к выводу, что Джобс стал слабым звеном. В бизнесе нет такого понятия, как друг, поэтому Марккула спокойно отправил Джобса в отставку. Когда для спасения компании в 1997 году было решено вернуть Джобса, последний отплатил звонкой монетой не только Марккуле, но и всем членам совета директоров: все они были вынуждены покинуть компанию. Вернувшись в Apple и заняв пост исполнительного директора, Джобс назначил себе символическую зарплату в $1. Если на ваши глаза уже начали наворачиваться слезы умиления, напомним, что все это время Стив оставался крупным держателем акций Apple. До 1997 года Джобс не терял времени: он приобрел у Джорджа Лукаса фирму Lucasfilm CG, которая была переименована в Pixar "в честь" знаменитого фильм-принтера Pixar, разработанного компьютерщиками Лукаса. Если вы провели последние 15 лет на необитаемом острове, на всякий случай напомню, что плодовитые "пиксаровцы" успели выпустить такие блокбастеры, как "История игрушек" (обе части), "Жизнь насекомых", "Корпорация монстров", "В поисках Немо", "Суперсемейка".
|
|||||||||
. | Design: Scorpion 2007-2008 | . |